Образовательная программа дошкольного образования
Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад № 312» г. Перми
Разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155, зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384; в редакции приказа Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. № 955, зарегистрировано в Минюсте России 6 февраля 2023 г., регистрационный № 72264) и федеральной образовательной программой дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028, зарегистрировано в Минюсте России 28 декабря 2022 г., регистрационный № 71847)
Предназначена для реализации в группах для детей от двух месяцев до 7 лет.
Образовательная программа дошкольного образования МАДОУ «Детский сад № 312» г. Перми - образовательная программа, направленная на обучение и воспитание воспитанников с 2 месяцев до прекращения образовательных отношений с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей воспитанников.
МАДОУ «Детский сад № 312» г. Перми рассчитано на 32 группы в четырех корпусах, расположенных в Свердловском районе г. Перми, режим функционирования 5-дневный, с 12ти часовым пребыванием детей дня (с 7.00 до 19.00), выходные дни - суббота, воскресенье.
Основная образовательная программа МАДОУ «Детский сад № 312» г. Перми (далее –Программа) разработана творческой группой педагогических работников с привлечением родителей (законных представителей) воспитанников на основе федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (далее ФГОС ДО), федеральной образовательной программы дошкольного образования (далее ФОП ДО) и с учетом нормативных документов федерального уровня.
Программа направлена на: создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований Федерального Образовательного стандарта и Федеральной образовательной программы дошкольного образования. Содержание Программы обеспечивает физическое и психическое развитие детей в различных видах деятельности и представляющие определенные направления обучения и воспитания детей (далее - образовательные области):
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» направлена усвоение и присвоение норм, правил поведения и морально-нравственных ценностей, принятых в российском обществе; развитие общения ребёнка со взрослыми и сверстниками, формирование ьк совместной деятельности и сотрудничеству; формирование у ребенка основ гражданственности и патриотизма, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, сообществу детей и взрослых в Организации, региону проживания и стране в целом; развитие эмоциональной отзывчивости и сопереживания, социального и эмоционального интеллекта, воспитание гуманных чувств и отношений; развитие самостоятельности и инициативности, планирования и регуляции ребенком собственных действий; позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ социальной навигации и безопасного поведения в быту и природе, социуме и медиапространстве (цифровой среде).
Образовательная область «Познавательное развитие» направлена на: развитие любознательности, интереса и мотивации к познавательной деятельности; освоение сенсорных эталонов и перцептивных (обследовательских) действий, развитие поисковых исследовательских умений, мыслительных операций, воображения и способности к творческому преобразованию объектов познания, становление сознания; формирование целостной картины мира, представлений об объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях; формирование основ экологической культуры, знаний об особенностях и многообразии природы Родного края и различных континентов, о взаимосвязях внутри природных сообществ и роли человека в природе, правилах поведения в природной среде, воспитание гуманного отношения к природе; формирование представлений о себе и ближайшем социальном окружении, культурно-исторических событиях, традициях и социокультурных ценностях малой родины и Отечества, многообразии стран и народов мира; формирование представлений о количестве, числе, счете, величине, геометрических фигурах, пространстве, времени, математических зависимостях и отношениях этих категорий, овладение логико-математическими способами их познания; формирование представлений о цифровых средствах познания окружающего мира, способах их безопасного использования.
Образовательная область «Речевое развитие» включает: владение речью как средством коммуникации, познания и самовыражения; формирование правильного звукопроизношения; развитие звуковой и интонационной культуры речи; развитие фонематического слуха; обогащение активного и пассивного словарного запаса; развитие грамматически правильной и связной речи (диалогической и монологической); ознакомление с литературными произведениями различных жанров (фольклор, художественная и познавательная литература), формирование их осмысленного восприятия; развитие речевого творчества; формирование предпосылок к обучению грамоте.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» предполагает: развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания мира природы и произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного); становление эстетического и эмоционально-нравственного отношения к окружающему миру, воспитание эстетического вкуса; формирование элементарных представлений о видах искусства (музыка, живопись, театр, народное искусство и другое); формирование художественных умений и навыков в разных видах деятельности (рисовании, лепке, аппликации, художественном конструировании, пении, игре на детских музыкальных инструментах, музыкально-ритмических движениях, словесном творчестве и другое); освоение разнообразных средств художественной выразительности в различных видах искусства; реализацию художественно-творческих способностей ребенка в повседневной жизни и различных видах досуговой деятельности (праздники, развлечения и другое); развитие и поддержку самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивной, музыкальной, художественно-речевой, театрализованной и другое).
Образовательная область «Физическое развитие» предусматривает: приобретение ребенком двигательного опыта в различных видах деятельности детей, развитие психофизических качеств (быстрота, сила, ловкость, выносливость, гибкость), координационных способностей, крупных групп мышц и мелкой моторики; формирование опорно-двигательного аппарата, развитие равновесия, глазомера, ориентировки в пространстве; овладение основными движениями (метание, ползание, лазанье, ходьба, бег, прыжки); обучение общеразвивающим упражнениям, музыкально-ритмическим движениям, подвижным играм, спортивным упражнениям и элементам спортивных игр (баскетбол, футбол, хоккей, бадминтон, настольный теннис, городки, кегли и другое); воспитание нравственноволевых качеств (воля, смелость, выдержка и другое); воспитание интереса к различным видам спорта и чувства гордости за выдающиеся достижения российских спортсменов; приобщение к здоровому образу жизни и активному отдыху, формирование представлений о здоровье, способах его сохранения и укрепления, правилах безопасного поведения в разных видах двигательной деятельности, воспитание бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений, отражает приоритетное направление МАДОУ «Детский сад № 312» г. Перми (бренд) художественно-эстетическое, региональный и муниципальный компонет (специфику пермского образования) представлена:
Часть, формируемаяьучастниками образовательных отношений представлена в культурных практиках), методики, формы организации образовательной работы, отражающих региональный и муниципальный компонет (специфику пермского образования):
Парциальной программой «Социальное развитие старших дошкольников в ходе подготовки и проведения образовательных событий» Департамент образования г. Перми, 2022 г. позволяющая увеличить объем ФОП ДО в ОО «Социально-коммуникативное развитие»
Парциальной программы «ЦИФРА» по социально-коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста с использованием цифрового оборудования»/ Департамент образования г. Перми, 2022 г. позволяющая увеличить объем ФОП ДО в ОО «Социально-коммуникативное развитие» и ОО «Познательное развитие».
Программа развития финансовой грамотности дошкольников «Открытия Феечки Копеечки» Л.В. Любимовой позволяющая увеличить объем ФОП ДО в ОО «Социальнокоммуникативное развитие» и ОО «Познательное развитие».
Муниципальной образовательной программы «Пермячок.ru. Обучение с увлечением» позволяющая увеличить объем ФОП ДО в ОО «Социально-коммуникативное развитие» и ОО «Познательное развитие».
Парциальная программа по формированию социально-коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста в условиях современного информационного пространства «Я И МОЙ МИР», Пермь, 2022 г. увеличить объем ФОП ДО в ОО «Речевое развитие».
Краткосрочные образовательные практики (далее - КОП) непродолжительный по времени (от 2 до 8 академических часов) курс совместной образовательной деятельности педагога и детей, направленный на решение задач образовательной программы и имеющей своим результатом продукт деятельности или навык ребенка, выбранный на определенный отрезок времени ребенком и (или) его семьей.
Новый формат краткосрочных практик при реализации этого направления предполагает следующие разновидности ПрофиКОП:
- ПрофиКОП по изготовлению реальной продукции, которая является продуктом профессиональной деятельности: бижутерия, шляпки, предметы домашнего интерьера и т.д. Такого рода ПрофиКОПы должны заканчиваться ярмаркой готовой продукции, где востребованность того или иного изделия дает оценку качеству продукта;
- ПрофиКОП по предоставлению услуг: аниматоры, парикмахеры, водители автотранспорта (электронных моделей машинок или мини-каров), продавцы и т.д. Результаты прохождения таких ПрофоКОП оцениваются в ходе соревнований и конкурсов среди детей, прошедших эти краткосрочные практики.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений представлена в разделе «Направления и задачи коррекционно-развивающей работы» региональными и муниципальными методиками работы с детьми с особыми образовательными потребностями.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений представлена в разделе «Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся» Программой (информационным ресурсом) «Личный кабинет дошкольника» предназначеной для фиксации, накопления, анализа, и хранения данных о развитии ребенка дошкольного возраста, посещающего дошкольное образовательное учреждение.
Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений.
Целевой раздел включает в себя пояснительную записку и планируемые результаты освоения программы.
Пояснительная записка раскрывает: цели и задачи реализации Программы; принципы и подходы к формированию Программы; значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста.
Планируемые результаты освоения Программы конкретизируют требования ФГОС и ФОП ДО к целевым ориентирам в обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, с учетом возрастных возможностей и индивидуальных различий (индивидуальных траекторий развития) детей, а также особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов (далее - дети с ограниченными возможностями здоровья).
Содержательный раздел представляет общее содержание Программы, обеспечивающее полноценное развитие личности детей.
Содержательный раздел Программы включает:
а) описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях, федеральной программой и с учетом используемых методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания;
б) описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов;
в) описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей в случае, если эта работа предусмотрена Программой.
В содержательном разделе Программы представлены:
а) особенности образовательной деятельности разных видов и культурныхпрактик;
б) способы и направления поддержки детской инициативы;
в) особенности взаимодействия педагогического коллектива с воспитанников;
г) иные характеристики содержания Программы, наиболее существенные сточки зрения авторов Программы.
Организационный раздел содержет описание материально-технического обеспечения Программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания, включать распорядок и /или режим дня, а также особенности традиционных событий, праздников, мероприятий; особенности организации развивающей предметно-пространственной среды. Дополнительным разделом Программы является текст ее краткой презентации.