Развиваем связную речь и учим детей пересказывать.
Умение пересказать текст не только демонстрирует уровень развития речи, но и показывает, насколько ребенок может понимать и анализировать услышанный или прочитанный текст. Но на сегодняшний день у многих детей пересказ текста вызывает трудности. Как же научить ребенка пересказывать тексты?
Есть две основных причины, по которым ребенок может испытывать трудности с пересказом текста:
1) проблемы с развитием речи. Когда ребенок имеет недостаточный словарный запас, затрудняется в подборе слов, образовании грамматических форм, грамотном построении фраз и предложений.
2) проблемы с пониманием, анализом и формулированием услышанного.
В первом случае акцент нужно делать именно на развитии речи и делать это не с помощью пересказа, а с помощью более простых игр. Например, подбирать признаки к предмету, искать синонимы и антонимы, придумывать возможные варианты действий с предметом.
Во втором случае нужно тренировать умение ребенка осуществлять пересказ текста.
Важный и в то же время достаточно сложный этап развития связной речи — рассказ по картинкам. Взрослый читает коротенький рассказ, затем рассматривает вместе с малышом картинку, отыскивая детали, иллюстрирующие основные моменты рассказа. Поначалу преимущественно говорит взрослый, но по мере того как малыш учится всматриваться, вслушиваться, отвечать на вопросы, монолог постепенно сменяется диалогом. К 4-5 годам у ребёнка возрастает мыслительная и речевая активность, совершенствуются речевые навыки, в связи с этим расширяется объём связных высказываний. Малыш постепенно приобретает навык самостоятельного составления рассказа, в котором все части логически связаны друг с другом.
Наступает следующий по сложности этап — развитие монологической речи. Теперь задача взрослого — поддерживать интерес к составлению рассказов, учить не только понимать содержание иллюстраций, но и развивать умение связно, последовательно описывать то, что он видит, постоянно расширять словарный запас; грамматически правильно строить предложения.
Рассказы полезно составлять как по предметным картинкам, так и по сюжетным. Главное в обучении дошкольника — создать творческую, доверительную атмосферу. Если ребенку предстоит описать какой-либо предмет, растение, животное или даже пейзаж, взрослый должен помочь выделить существенные признаки, качества предметов или явлений, существующие между ними связи и отношения, придерживаться определённой последовательности при описании. Покажите, как важно использовать точные обозначения, эмоционально окрашенные слова и словосочетания.
После этого можно перейти к обучению ребёнка рассказу по нескольким картинкам в рамках одного сюжета (их должно быть от 3 до 6). Ребенок, опираясь на последовательно демонстрируемые картинки, будет учиться строить логически законченные части рассказа, из которых в итоге сложится целостное повествование. При составлении рассказа по сюжетным картинкам особую сложность представляет необходимость не только описывать действующих персонажей, но и объяснять, что происходит, используя элементы описания или рассуждения. Ребёнку предстоит научиться передавать те или иные события, происшествия, приключения во временной последовательности. При этом он на практике освоит методику построения рассказа (завязка, развитие действия, кульминация, развязка).
Существуют разные приёмы активизации речевой активности. Для начальных этапов можно использовать совместный пересказ: взрослый начинает рассказ, а ребёнок продолжает и заканчивает. Можно предложить малышу придумать и рассказать, какие события предшествовали тем, что изображены на картинке. С большим удовольствием дети рассказывают и о том, что произойдёт с героями дальше.
Для развития грамотной, связной, красивой речи беседуйте с ребенком о самых разных сторонах жизни, особенно о пережитом и увиденном в ваше отсутствие. Предлагайте любые темы, лишь бы они были интересны ребенку: новая игрушка, любимые игры, выполненные поручения, взаимоотношения с друзьями, поездка на дачу, поход в зоопарк, в цирк и т. д. Пусть ребёнок поделится своими впечатлениями о событиях в детском саду, в кружке, на детской площадке.
Примерные этапы работы над пересказом текста.
1. Выбор художественного произведения. Произведение для пересказа должно быть небольшое по объему (на начальном этапе 3-4 предложения), с простым понятным сюжетом, соответствующим возрасту ребенка. Желательно, чтобы произведение сопровождалось картинным материалом.
2. Сообщение названия произведения, его автора (для детей старшего возраста).
3. Выразительное чтение взрослым художественного произведения.
4. Совместное с ребенком рассматривание и обсуждение картинок к произведению.
5. Беседа по прочитанному, которая включает в себя вопросы по содержанию произведения.
6. Повторное чтение произведения (с нацеливанием на дальнейший пересказ для детей старшего возраста).
7. Пересказ произведения детьми. Изначально дети пересказывают текст по опорным картинкам и наводящим вопросам. И лишь после освоения этого навыка переходят к самостоятельному пересказу текста.
8. Подведение итогов: получилось ли пересказать текст.